Советский Агент, который входил в элиту Голливуда
Елизавета Мукасей, с радиостанцией, спрятанной в её пылесосе и огнём, разожжённым в камине гостиной, чтобы уничтожить компрометирующие документы, в течение десятилетий считалась обычной домохозяйкой, в то время как она выполняла свою настоящую работу советского шпиона.
Г-жа Мукасей, которая скончалась 19 сентября в возрасте 97 лет, и её муж, Михаил Мукасей, согласно сообщениям российских должностных лиц, работали советскими тайными агентами в США, Западной Европе и других странах.
Елизавета Мукасей десятилетия считалась домохозяйкой, выполняя свою настоящую работу в качестве советского шпиона. Она умерла 19 сентября в возрасте 97 лет.
Известные под кодовыми именами Зефир и Эльза, супруги проделывали тайную работу, о которой в последние годы громко сообщалось российской Службой внешней разведки. И хотя Мукасей описала их шпионские подвиги в мемуарах, опубликованных в 2004 году, многие подробности её жизни с трудом поддаются независимой проверке.
С 1939 по 1943 годы супруги были направлены в Лос-Анджелес, где Михаил работал в советском консульстве вице-консулом. Благодаря своему дипломатическому положению и, в какой-то степени, симпатиям к союзникам Америки, пара получила доступ в элитные круги Голливуда.
Мукасеи подружились со знаменитостями киноиндустрии, г-жа Мукасей писала об этом в мемуарах, хотя и не ясно, каким образом пара использовала эти отношения для сбора информации.
Чарли Чаплин сблизился с Мукасеями, как писала она, и они научили его пить водку и от имени Советского государства подарили русского медвежонка. Г-жа Мукасей также утверждала, что они подружились с такими знаменитостями, как дирижёр Леопольд Стоковский, писатель Теодор Драйзер и другими лицами, которые, по их мнению, обладали политическими связями в Вашингтоне.
В начале войны Советы боялись нападения Японии, поэтому Мукасеи связывались с торговцами, у которых были деловые отношения с Японией, включая антиквара, который говорил им "складывается впечатление, что японцы не собираются нападать на СССР".
Когда СССР перебросил несколько подразделений из Сибири для защиты Москвы от немцев, пишет г-жа Мукасей, пара поняла, что их разведданные были учтены. Главный советский агент в Токио в то время, Рихард Зорге, послал им причудливый серебряный кофейный сервиз, чтобы поблагодарить за их работу.
В 1943 году Мукасеи возвратились в СССР, где госпожа Мукасей работала какое-то время секретарём Московского Художественного театра. Хотя фактически она не была актрисой, она изучала работу Константина Станиславского, театрального деятеля, известного как отец " метода актёрской техники", чей персональный подход к работе, которую наблюдала госпожа Мукасей, был "очень близок к работе разведчика".
После дальнейшего обучения шпионажу, включая курс радиопередачи и азбуки Морзе, Мукасей в 1950 году выполнили ряд заданий в Западной Европе.
Как писала Мукасей, для создания прикрытия, пара, живя в Польше и Чехословакии, изображала из себя торговцев, и, в конечном счёте, получила швейцарские паспорта. Это позволило им путешествовать по Европе и связываться с другими советскими шпионами.
Как сказано в одной из глав мемуаров г-жи Мукасей, в ходе шестидневной войны на Ближнем Востоке в 1967 году, пара посетила Израиль, "когда бомбы всё ещё взрывались" и связались с неназванным агентом, работавшим в израильской разведке.
Для другого поручения они были отправлены в Мексику, где в их доме был устроен шпионский центр. Чтобы передать сообщения в Москву через коротковолновое радио, они использовали антенну, которая обычно маскировалась под шнур пылесоса.
"В холодное время года всегда был разожжён огонь в камине, чтобы мы могли сжечь все секретные материалы", - написала госпожа Мукасей. Она описала, как она симулировала свою занятость работой по дому, когда прибывали посетители, выигрывая время, чтобы замаскировать следы шпионажа прежде, чем открыть дверь.
Пара возвратилась в 1970-ых годах в Москву, где они приступили к обучению нового поколения шпионов. Михаил Мукасей умер в 2008 году, в возрасте 101 года.
Как часть своего прикрытия, госпожа Мукасей в Польше проводила часы, плача на "могиле" её мертвого ребенка, пишет она в мемуарах. В действительности, у Мукасей было два ребёнка, в том числе - Анатолий Мукасей, который стал известным кинематографистом. Но семья проводила больше времени врозь.
"Наше начальство было добро ко мне", - писала госпожа Мукасей, - "Я проводила месяц со своими детьми каждый год. Не спрашивайте меня, как это было организовано. Я вам не скажу".
Читали: 159