быстрый поиск:

переводика рекомендует  
Война и Мир
Терра Аналитика
Усадьба Урсы
Хуторок
Сделано у нас, в России!
ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны
Вместе Победим
Российская газета
 
статья
дата публикации 27.07.09 23:12
скаут: Юра (Efimytch); редактор Юра (Efimytch); публикатор: civiliza
   
 

Траление в Суэцком заливе – 1974 год (1 часть)

Публикуется с сокращениями, иллюстрации добавлены редактором, картины художников из раздела военно-морская живопись сайта Военно-морской флот России - прим. ред.

Египтяне в поиске помощников для очистки Суэцкого канала.

После окончания войны между Арабской Республикой Египет (АРЕ) и Израилем в октябре 1973 г. одним из результатов её была договорённость о выводе израильской армии из зоны Суэцкого канала, что, в свою очередь, позволяло Египту снова открыть этот важный водный путь, который не функционировал со времени «недельной» войны 1967 г.

Канал был основным торговым путём между Европой и Азией, до 1967 г. по нему осуществлялось 16% мировых торговых перевозок, в том числе ? пятая часть всех нефтепродуктов. Только в 1966 г. через канал прошло 21 520 судов с 242 миллионами тонн грузов. По данным ООН ущерб, причинённый мировой экономике закрытием канала только в первые четыре года составил 7 млрд. долларов, причём каждый год эти убытки возрастали на 1,7 млрд. долларов.

В русле канала, имевшего протяжённость 163 километра, оказались затоплены мелкие суда и баржи; кроме того, в Горьком озере, где производился развод судов, с 1967 года застряли 15 судов из восьми стран. Корабли стояли группами, в одной группе находились корабли социалистических стран – Польши, Болгарии и Чехословакии, в другой – английские, в третьей – шведские и так далее. Корабли были покинуты экипажами, но на некоторых остался небольшой персонал для присмотра.

Помимо затонувших и застрявших судов канал за шестилетний период был засорён различными боеприпасами – снарядами и бомбами, а подступы к нему неоднократно минировались самими египтянами, причём мины ставились без всякой системы, с нарушением элементарных требований военного дела.

В целом, минно-заградительные действия египтян создали больше всего проблем им самим - в послевоенное время хаотически набросанные мины стали препятствием для всякого нормального судоходства на подходах к Суэцкому каналу, а сам египетский флот продемонстрировал полную неспособность самостоятельно бороться с собственными же минами.

В начале февраля 1974 г. египтяне начали минно-тральную операцию в канале и в гавани Порт-Саида. К концу февраля, по словам египетского министра реконструкции Отмана, «несколько миль» канала были очищены. Однако египтяне ясно понимали, что с тралением мин и извлечением артиллерийских снарядов и бомб из русла канала им самим не справиться, и они обратились за помощью к Советскому Союзу, США и Великобритании.

Возмущённый попытками президента Садата расширять экономические и политические связи Египта с Западом, СССР остановил всю военную и почти всю экономическую помощь Египту в конце 1973 г., надеясь таким образом ясно продемонстрировать военную и экономическую зависимость Египта от Советского Союза.

Американцы, естественно, поспешили воспользоваться представившейся возможностью.

Вскоре после того, как 17 января 1974 г. было заключено Синайское соглашение о разъединении войск, египтяне обратились к США за помощью в очистке канала. После египетского запроса в середине февраля в район канала была послана американская военно-морская команда для сбора сведений о количестве мин и других взрывчатых веществ в зоне канала.

18 марта, американский государственный департамент и министерство иностранных дел Египта одновременно объявили, что по просьбе Египта Соединённые Штаты согласились принять участие в очистке Суэцкого канала от мин. Кроме того, 27 марта было сообщено, что США также поднимут приблизительно десять затонувших судов, блокирующих канал с 1967 г.

Очистка Суэцкого канала.

Операция по непосредственному тралению Суэцкого канала проводилась, в соответствии с соглашением, США, Великобританией, Францией и АРЕ в течение 14 месяцев в три этапа.

Первый этап под названием «Нимбус стар» преследовал цель боевого траления канала для уничтожения мин. Операцией руководил американский контр-адмирал Брайен Макколей, который в 1973 г. руководил операцией по разминированию американских минных полей у Хайфона (Вьетнам).

22 марта 1974 г. в Каир прибыли первые американские планировщики этой операции во главе с контр-адмиралом Брайеном Макколейном. Вслед за этим начали прибывать корабли. 27 марта британские суда ? тральщик М 1165 «Макстон» и штабной корабль N 21 «Абдиэль», вышедшие из Англии, присоединились к тральщикам ВМС Великобритании М 1133 «Боссингтон» и M 1116 «Вилтон» в Гибралтаре, составив британскую часть международной группы TG 65.2 для участия в операции «Реостат».

После короткой остановки в Мальте объединённая группа прибыла 7 апреля в Порт-Саид. По прибытию «Боссингтон», «Вилтон» и «Макстон» протралили подходы к Порт-Саиду, создав чистый фарватер для прохода штабного корабля «Абдиэль» в Порт-Саид. Пришвартовавшись рядом со зданием штаб-квартиры администрации Суэцкого канала, «Абдиэль» стал штабом организации первой части операции.

Траление на подходах к Порт-Саиду продолжили 24 апреля вертолёты-тральщики с вертолётоносца «Иводзима», началось американское участие в разминировании. «Боссингтон» и «Максон» 29 апреля возвратились к Порт-Саиду и начали траление первого отрезка канала. Траление продолжалось, пока канал не стал безопасен и «Абдиэль» перешёл в Исмаилию, которая стала базой тральных сил. В Исмаилии (озеро Тимсах) к британским силам присоединился танкодесантный корабль ВМС США «Графство Барнстейбл» (LST-1197).

8 июня он вошёл в канал, став первым крупным судном, идущим по нему с 1967 года. Пройдя 46 миль, он бросил якорь в Исмаилии и принял управление группой. Он находился там четыре месяца, пока его не сменил другой танкодесантный корабль «Бодлер» (LST-1190).

В канале траление проводилось 12-й противоминной эскадрильей ВМС США [HM-12], имевшей вертолёты-тральщики RH-53D “Sea Stallions”. Дюжина этих вертолётов была переброшена по воздуху в транспортных самолётах C-5A “Galaxy” из Норфолка. За период с 21 апреля по 3 июня 1974 г. вертолёты отработали на тралении 514 часов, прошли с тралами 7 616 миль и протралили акваторию канала общей площадью 110 кв. миль. В операции участвовали свыше 400 человек. Единственным результатом более чем пяти недель работы вертолётов-тральщиков в канале было открытие, что этот водный путь никогда не минировался.

Буксировка неконтактного трала Мk105 вертолетом МН-53Е

Буксировка неконтактного трала Мk105 вертолетом МН-53Е

В июне 1974 г. вертолёты 12 противоминной эскадрильи ВМС США вернулись в Норфолк.

Второй этап «Нимбус мун» (NIMBUS MOON) начался 1 мая 1974 г. и имел целью очистить канал от невзорвавшихся боеприпасов. От ВМС Великобритании в нём принимали участие 3 тральщика, штабной корабль и команда боевых пловцов, от ВМС Франции – 2 тральщика и 20 боевых пловцов, от АРЕ – 200 боевых пловцов. На глубинах до 3 метров работали пловцы АРЕ, им помогали 20 французов, которые действовали двумя группами с надувных лодок.

Участки с глубинами более 3 м разминировали англичане, которые в северном конце канала провели две собственные зачистки. В глубоководной зоне поиск мин, миноподобных объектов, снарядов и затонувшей техники вели три британских тральщика с помощью гидролокационной станции бокового обзора (дальность обнаружения мины ? до 140 м) и магнитометра.

В ходе двух британских зачисток были обнаружены 27 больших и 508 малых бомб, 78 ракет, 517 противопехотных мин, 209 тонн тротила, семь самолётов, три танка, 15 грузовых и легковых автомобилей, шесть погибших. Взрывчатые вещества были советского, американского, египетского, чешского, израильского, датского, британского и швейцарского производства. За время операции ранения получил один из британцев.

Параллельно с работой боевых пловцов в канале шло разминирование береговой линии канала. Американские инженеры и группа военных минёров обучили 173 египетских офицеров поиску и разоружению мин, после этого американцы только наблюдали, как египтяне в свою очередь обучали почти 1 700 египетских военнослужащих - сапёров. Эта обученная группа, сведённая в шесть инженерных батальонов египетской армии, начала опасную и сложную работу по разминированию полосы земли шириной 50 метров по обеим сторонам канала по всей его 102-мильной длине. За три месяца этой операции египетские войска в среднем обезвреживали одну мину каждые шесть секунд – это без учёта других типов боеприпасов - в общей сложности 686 000 мин и приблизительно 13 500 других минно-взрывных устройств. В ходе операции погибло 96 сапёров.

Американцы принимали участие только в двух первых этапах операции и 23 июля Министерство обороны США объявило о завершении американского военного участия в разминировании Суэцкого канала. Британцы объявили, что закончили траление канала 14 сентября 1974 г., хотя их тральщик «Максон» фактически прошёл через весь канал ещё 15 июля, будучи первым судном, проделавший этот путь с момента закрытия канала в 1967 г. Официально TG 65.2 была расформирована 23 ноября 1974 г.

Третий, заключительный этап «Нимрод Спар» (Nimrod Spar) предусматривал подъём мешавших судоходству в водах канала объектов и судов. Но для прохода специальных судов надо было очистить от мин подходы и фарватер в Суэцком заливе. В течение 1974 г. в канале нашли приблизительно 800 объектов, создававших препятствия судоходству. Более 100 из них были лодками и баржами, в этом списке были 15 самолётов, большие якоря, бакены и маяки, резервуары, грузовики и другие транспортные средства, и 127 секций понтонного моста.

В конце августа 1974 г. началась судоподъёмная операция.

Помимо египтян в судоподъёмной операции участвовали две коммерческие компании – американская и немецкая. Чтобы поднять остальные суда, руководство канала использовало два плавучих судоподъёмных механизма. Они хранились в заливе Субик Бей (Филиппины) и, чтобы прибыть в Суэц, прошли 6 000 миль под буксиром за 58 дней. Работая в паре, они могли поднять 4 000 тонный груз. В работе также использовали пару немецких гигантских плавучих кранов «Тор» и «Роланд».

Длившаяся почти год операция очистки канала от взрывоопасных предметов и затонувших судов стоила почти 10 миллионов долларов.

Траление Суэцкого залива.

Флоты получают боевую задачу.

В результате политического противостояния Советский Союз был в целом исключён из операций по очистке собственно Суэцкого канала. Но этот водный путь не мог быть открыт для международного судоходства до разминирования проливов Губаль (Суэцкий залив), заминированных египтянами в начале войны 1973 г.. Там в октябре 1973 г. в качестве "ближней блокады" египетский флот выставил пять минных банок - №1 – 19 мин АМД-2-500, №2 – 11 мин КБ "Краб", №3 – 6 мин КБ "Краб", №4 – 12 мин КБ "Краб" и №5 – 24 мины АМД-2-500.

Мины советского производства "Краб" и АМД ставились с небольших мобилизованных рыболовных судов по ночам, мелкими банками или одиночно, причём достаточно беспорядочно, без единого плана и точного определения места. Особенно интенсивно минировался пролив Губаль на подходах к нефтяным месторождениям Абу-Родес.

Никаких документов, схем, чертежей, а тем более карт с обозначением минных полей не существовало. В период боевых действий, ввиду отсутствия судоходства, мины не причинили израильской стороне никакого ущерба, но через 2 дня после завершения войны, 26 октября в проливе Говель (Йовель) на входе в Суэцкий залив, на 2-х египетских минах подорвался израильский танкер «Сириус», шедший порожняком из Эйлата к нефтяному терминалу Абу-Родес. При подрыве 6 моряков получили ранения. Судно затонуло, но весь экипаж - около 40 человек - был эвакуирован израильскими вертолётами.

Египетский флот пробовал самостоятельно очистить проливы Губаль весной 1974 г., но не справился с этим. Египтяне сумели вытралить 7 мин КБ "Краб", из которых одну потеряли. При этом два египетских тральщика подорвались.

Тем не менее, столкнувшись с проблемой, египтяне опять обратились за помощью к мировым державам. Согласно публикации в журнале «Ньюсуик» от 17 июня 1974 г. египтяне запросили помощи у французского правительства в очистке пролива Губаль. Такие же запросы направлялись Соединённым Штатам и Великобритании, но они также отказались там работать.

Получив от руководства Египта новую просьбу об очистке от мин Суэцкого залива, в Москве решили согласиться с ней. Советское руководство дало указание нашему послу в Каире посетить президента Садата и сообщить ему, что принято решение произвести безвозмездное траление минных заграждений в Суэцком заливе.

31 мая агентство МЕНА сообщило, что было достигнуто соглашение между Каиром и Москвой и Советский Союз проведёт разминирование Суэцкого залива – то есть, проливов Губаль. Работа должна была начаться "немедленно", завершена к 15 августа 1974 г. и проводиться "бесплатно".

Одной из важнейших причин согласия СССР было то, что ВМФ СССР был, как никто другой, заинтересован в открытии канала, ибо он расширял возможности переброски кораблей. Открытие канала сокращало маршрут из Чёрного моря (через мыс Доброй Надежды) к дальневосточным портам с 11 000 миль до 2 200 миль.

Главный штаб ВМФ издал директиву по формированию Отдельного отряда траления, при этом наряду с тральщиками было решено использовать морские вертолёты. На это решение повлияли результаты проведённого под руководством Главнокомандующего ВМФ СССР С.Горшкова учения «Прилив-74». Учения в очередной раз показали исключительную опасность неконтактных мин. Наши маломагнитные тральщики проектов 266 и 257 участвовали в зачётных операциях траления, и оказалось, что неконтактные взрыватели донных мин срабатывают на их корпуса, то есть – даже на незначительные колебания магнитного поля.

Поэтому было решено в операции задействовать вертолёты-тральщики, хотя они только появились, и в начале 70-х годов советская морская вертолётная авиация делала первые шаги. ВМФ имел на вооружении лишь один вертолёт корабельного базирования "Ка-25" (и то не до конца освоенный промышленностью). Кроме "Ка-25" с двумя соосными винтами, некоторые задачи на море могли решать сухопутные вертолёты семейства Миля - Ми-6, Ми-8, Ми-14.

Грузоподъёмность и тяговые характеристики советских морских вертолётов были ограниченными и по многим параметрам уступали американским "Стэллионам". Так, взлётный вес "Ка-25" составлял всего 7,2 тонны, у американского "Си Стэллион" ? 22 тонны, а "Супер Стэллион" – 33 тонны. Несмотря на это, было решено в боевой обстановке опробовать разработанное для вертолётов тральное вооружение. Для контактных якорных мин - вертолётный контактный трал ВКТ-1, для неконтактных мин - устройство БШЗ (буксируемый шнуровой заряд). Тактику их применения "привязали" к вертолётам в управлении боевой подготовки авиации ВМФ.

ВКТ-1 был первым отечественным контактным вертолётным тралом, на вооружение ВМФ он поступил в 1961 г. Действовал по принципу ножа-подсекателя. После срезания минрепа мина всплывала, её засекали либо со второго вертолёта, идущего в створе к тральщику, либо наблюдатели, сидящие в лёгком быстроходном катере. Далее плавающая на поверхности моря мина уничтожалась подрывными патронами или из автоматических пушек.

БШЗ считался по тем временам новым эффективным видом противоминного оружия. В первую очередь БШЗ предназначался для уничтожения неконтактных мин на больших площадях. БШЗ был разработан для возможности работы с ним с воздуха корабельными вертолётами. Заряд представлял собой гибкую "змею" длиной в 600-1000 метров. Корабль-тральщик спускал в море готовую к подрыву "змею". Вертолёт подлетал к правому борту тральщика, опускал на тросе кольцо, к которому цепляли БШЗ, и тянул "змею" против ветра на высоте в 15-20 метров в предполагаемое минное поле. Обычно буксировка не превышала четырёх-пяти километров.

БШЗ подрывался с корабля через буй управления по радиокоманде. По расчётам - в результате подрыва БШЗ в полосе моря длиной один километр и шириной 40 метров уничтожались (детонировали) все мины, как контактные, так и неконтактные.

Впервые задача разминирования Суэцкого залива была поставлена морякам в начале 1974 г. Командиром отряда траления был назначен командир 20-й дивизии ОВР контр-адмирал А.С.Головачёв, заместителем по боевому тралению ? командир 115 дивизиона капитан 2 ранга К.А.Шовгенов. В отряд вошли МТЩ (морской тральщик) «Рулевой», МТЩ «Вакуленчук», «МТЩ-219», «БТЩ-318» (базовый тральщик), «БТЩ-251», «БТЩ-275» и два несамоходных шнуроукладчика.

Черноморскому флоту предписывалось сформировать вертолётную группу из второй эскадрильи 78-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка и два вертолёта "Ми-8БТ" из состава 872-го отдельного противолодочного вертолётного полка, с размещением её на противолодочном крейсере «Ленинград», в сопровождение которому выделялись БПК «Скорый» и «Сметливый» как резервный, ЭОС «Апшерон» и танкер «Борис Чиликин». Отряд кораблей Черноморского флота возглавил командир 21-й бригады противолодочных кораблей капитан 1 ранга Л. Двинденко, опытный моряк, прослуживший большую часть своей службы на крейсерах.

Вертолёт – тральщик Ми-8БТ

Вертолёт – тральщик Ми-8БТ

Окончательной целью действий тральных сил являлась ликвидация минной опасности в проливах Губаль и Инкер-Ченнел для обеспечения безопасного плавания в Суэцком канале и Суэцком заливе всех судов, кораблей и подводных лодок в надводном положении.

Тихоокеанский флот должен был выделить дивизион траления (девять тральщиков и два укладчика шнуровых зарядов) и отряд судов обеспечения (пять единиц — танкер, морской буксир, плавмастерская, гидрографический и десантный катера).

Командиром отряда траления был назначен капитан 1 ранга Александр Николаевич Аполлонов — командир 33-й бригады охраны водного района в Корсакове на Сахалине, начальником штаба – капитан 3 ранга В.Д.Орлов, начальником политотдела ? капитан 2 ранга Ю.П.Блинов, командиры дивизионов капитаны 2 ранга А.Копылов и Владислав Леонидович Колобов. Штаб отряда – флагманский штурман капитан 2 ранга С.Тарелкин, помощник начальника штаба по разведке капитан ? 2 ранга Б.Белоногов, флагманский минёр ? капитан 3 ранга В.Мазуров, флагманский связист ? капитан 3 ранга Л.Волосевич, флагманский специалист по водолазному делу ? старший лейтенант В.Русяев, флагманский механик ? капитан-лейтенант В.Слесаренко, помощник начальника штаба ? старший лейтенант А.Мурнуков, переводчик ? капитан-лейтенант П.Труевцев.

Согласно плану, разработанному в ГШ ВМФ, траление в Суэцком заливе предстояло провести в трёх районах. На севере залива должен был работать ПКР (противолодочный крейсер) «Ленинград» с вертолётами "Ми-8БТ" и "Ка-25БШЗ". В центральной части залива - группа "Ми-8БТ" и "Ка-25БШЗ", действуя с береговой базы.

На юге - ПКР «Ленинград» и тральщики Тихоокеанского флота. Координирующий штаб во главе с капитаном 1 ранга Александром Аполлоновым должен был находиться на плавмастерской в порту Хургада.

Художник В.С. Емышев «Противолодочный крейсер «Ленинград»

Художник В.С. Емышев «Противолодочный крейсер «Ленинград»

Одним из самых существенных недостатков похода в Суэцкий залив, по предположению руководства флота, было отсутствие должного боевого обеспечения. В состав отряда не входили ударные корабли, которые могли бы противостоять ракетным катерам ВМС Израиля, которые считались весьма агрессивными, готовыми к любым провокациям и могли угрожать нашим кораблям, пытаясь сорвать их работу.

Однако, фактически, опасения были преувеличены, израильские ракетные катера находились на Средиземном море, а морские силы ВМС Израиля в Красном море были весьма незначительны. Там израильтяне имели семь единиц 11-й десантной флотилии и около десятка сторожевых катеров, вооружённых лишь 20-мм автоматами и 12,7-мм пулемётами.

Переход.

2 июля 1974 г. в советских газетах было опубликовано обращение правительства Арабской Республики Египет к СССР с просьбой о разминировании Суэцкого залива. Советская сторона согласилась безвозмездно удовлетворить эту просьбу. Но, фактически, операция шла уже более месяца. В Суэцкий залив уже шли два отряда советских кораблей с Тихоокеанского и Черноморского флотов.

3 июня после тщательной подготовки и проверки, снабжённые всем, что требовалось для длительного перехода, в море вышли тральщики, сосредоточенные во Владивостоке. Их отзывали из различных частей, из боеготовых соединений флота, в том числе два тральщика проекта 254 «МТ-104» и «МТ-66» под командованием капитанов 3 ранга В.К.Лунькова и В.Н.Свиридова из 114 бригады ОВР Камчатской флотилии, МТЩ пр.254 «Сахалинский комсомолец» из Сахалинской бригады кораблей ОВР, 2 корабля пр. 266 – маломагнитные МТЩ - «Мичман Павлов» и «МТ-193» из Приморской флотилии, базовые тральщики с деревянными корпусами пр.257 «БТ-103», «БТ-274» из состава ВМБ Стрелок, а также 2 рейдовых (речных) тральщика дивизии речных кораблей из Хабаровска.

Тральщик проекта 254

Тральщик проекта 254

Тральщик проекта 266

Тральщик проекта 266

Базовый тральщик проекта 257

Базовый тральщик пр. 257

Организационно они были сведены в два отряда. Командиром первого отряда был назначен капитан 1 ранга А. Н. Аполлонов, командиром второго отряда — капитан 3 ранга В. Д. Орлов. Численность всего отряда составляла около 1 600 человек. Срок прибытия в порт Хургада — 20 июля.

К сожалению, бывалых моряков было мало, матросы, прибывшие на корабли из учебных отрядов за 10-15 дней до выхода в море, имели очень слабые навыки в практическом обслуживании и использовании контактных и неконтактных тралов и искателей.

Среди командного состава ситуация была сходной. Только два человека из всего офицерского состава имели практический опыт послевоенного боевого траления: командир отряда капитан 1 ранга А.Н.Аполлонов в 1952-1953 годах участвовал в тралении на Тихом океане и командир дивизиона тральщиков капитан 2 ранга В.Л.Колобов в 1952-1955 годах ликвидировал минные поля на Балтийском море, на его счету 14 вытраленных мин.

Из дневника капитана 1 ранга А.Аполлонова: «3 июня 1974 года… Прощай, Владивосток! Скоро ли увидимся? Путь долгий, задачи сложные. Пройти на такого класса кораблях 5000 миль по Южно-Китайскому морю, Тихому и Индийскому океанам – ой как непросто! Даже для бывалых моряков. А у меня много молодёжи среди личного состава. Моря по-настоящему и не нюхали…».

Переход длился сорок дней, небольшие по размерам и водоизмещению корабли шли при 8-9 балльных океанских штормах, дважды отряду приходилось уклоняться от тайфунов, через параллели с непривычной тропической жарой и максимальной влажностью.

Морской тральщик в Индийском океане

Морской тральщик в Индийском океане

Следует отметить чёткую работу службы военных сообщений ТОФ, которая обеспечила своевременную буксировку кораблей к месту траления в самые короткие сроки. Несмотря на сложности, на переходе была приведена в готовность вся техника. Это дало морякам возможность начать траление сразу по прибытии.

художник П.П. Павлинов «Тральщики»

художник П.П. Павлинов «Тральщики»

Несколько позже вышли корабли Черноморского флота. 11 июня на ПКР «Ленинград», находившийся в Севастополе, прибыли министр обороны СССР Маршал Советского Союза А. А. Гречко и Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота СССР С. Г. Горшков, а также секретарь Крымского обкома партии А. Кириченко. Они прибыли для контроля фактической готовности кораблей и экипажей к походу. Демонстрация прошла с фактическим показом действий вертолётов-тральщиков.

Министр обороны и Главнокомандующий ВМФ, находясь на сигнальном мостике, внимательно наблюдали в бинокли за действиями сил. После успешного показа они опять побеседовали с офицерами, мичманами и матросами, а затем Гречко сообщил, что правительство АРЕ обратилось к руководству нашей страны с просьбой помочь в разминировании Суэцкого канала. От имени Политбюро он поставил задачу, которая должна была быть выполнена в кратчайший срок.

15 июня в 11.00 отряд кораблей ЧФ, участвующий в тралении, вышел из Севастополя. В состав отряда входили ПКР «Ленинград» (к-1р. Ю. Гарамов), БПК «Скорый» (к-2р. В. Мотин) (пр. 61), танкер «Борис Чиликин» (к-3р. А.Ролев) и ранее вышедший ЭОС «Апшерон» (капитан Валеев) с одним спасательным вертолётом "Ка-25сп" на борту. На борту ПКР «Ленинград» находилось 16 вертолётов - 8 - "Ка-25БШЗ", 5 - "Ка-25ПЛ", 1 -"Ка-25СП" и 2 - "Ми-8БТ".

художник А.И. Бабановский «Большой противолодочный корабль (БПК) пр. 61

художник А.И. Бабановский «Большой противолодочный корабль (БПК) пр. 61»

художник А.И. Бабановский Танкер «Борис Чиликин»

художник А.И. Бабановский Танкер «Борис Чиликин»

Авиагруппа подразделялась на три отряда, которыми командовали соответственно - майор X. Шарипов (штурман отряда капитан А. Туркатов), старший лейтенант В. Ткаченко (штурман отряда старший лейтенант Крекотень), майор Ю. Сосонный (штурман отряда старший лейтенант Кожевников).

художник Н. Денисов «Проходим Босфор»

художник Н. Денисов «Проходим Босфор»

Черноморские корабли тридцать восемь суток шли к порту Хургада, обходя вокруг Африки. За время перехода корабли отлично сплавались. У всех значительно повысилась морская и профессиональная подготовка. Корабли осуществляли переход без заходов в порты.

Переход обоих отрядов кораблей находился под пристальным вниманием западных информационных агентств, которые порой искажали факты и цели миссии советских кораблей. Так, одно из агентств сообщило, что советская эскадра под видом разминирования будет искать в Суэцком заливе сверхсекретную русскую ракету, потерянную египтянами. Такие заявления вызывали у личного состава усмешки.

Начало минной страды.

14 июля первый отряд кораблей с ТОФ под командованием капитана 1 ранга А.Аполлонова в составе танкера «Дунай», плавмастерской «ПМ-156», тральщиков «БТ-274», МТЩ «Сахалинский комсомолец», «МТ-66», «МТ-104», преодолев более 8 тысяч миль, прибыл в египетский порт Хургаду.

15 июля пришёл второй отряд, состоящий из грузового дизель-электрохода ледового класса «Ванкарем», морского буксира «МБ-175», тральщиков «БТ-103», «МТ-193». Тральщик «Мичман Павлов», буксируемый теплоходом - морским буксиром «Уруп», находился в 780 милях к юго-востоку от острова Сокотра, где они задержались по погодным условиям.

На теплоходе «Ванкарем» были доставлены малые корабли и плавсредства отряда: 2 рейдовых тральщика пр. 361 каждый водоизмещением до 30 тонн, десантный катер, 2 шнуроукладчика пр. 103 - буксируемые несамоходные суда (водоизмещением около 20 тонн каждый), командирский катер.

Первыми операцию по разминированию Суэцкого залива начали водолазы тихоокеанского флота.

Флагманский специалист по водолазному делу старший лейтенант В.Русяев рассказывал: «Да, мы были одними из первых. Предстояло проверить место стоянки кораблей, обследовать днища тральщиков, расчистить полигон для разминирования кораблей, чтобы обезопасить их от магнитных мин. Всё это сделано в срок».

Спускаться на дно водолазам пришлось в «мокром варианте»: акваланг, ласты, перчатки, водолазный нож. Это при том, что в здешних водах попадаются многие виды акул, в том числе тигровые.

Из дневника капитана 1 ранга А.Аполлонова:

«14 июля 1974 года. Прибыли в Хургаду, бросили якоря на рейде. За кормой осталось более 5 000 миль. Нас изрядно потрепали шторма, пришлось уходить от тайфунов... От машинистов потребовалось виртуозное мастерство (когда корабль поднимает волна и он словно зависает в воздухе, то, чтобы его не перевернуло, надо в это мгновение успеть запустить двигатели…). Лопались буксиры…Часто на корабли невозможно было доставить воду и продукты питания... Сколько было таких моментов, когда сердце останавливалось, когда казалось, крохотные наши кораблики уже не смогут противостоять бешеному натиску волн и ветра. Но я счастлив: моряки все как один с честью выдержали испытание на волю и мужество…

15 июля 1974 года. Так долго мечтали о Хургаде, а прибыли – столько проблем навалилось: в порту нет кранов – с рейда вручную надо перегрузить около тысячи тонн крупногабаритных грузов. Хургада – фронтовой город, здесь трудно с водой и продуктами питания, надо создавать свою базу снабжения. Сколько возникло этих "надо", а времени в обрез – к 20-му (имеется в виду 20 апреля) нужно протралить фарватер, чтобы пропустить в Суэцкий канал отряд американских, французских и английских кораблей (они будут расчищать непосредственно канал).

16 июля 1974 года. Солнце здесь нестерпимое. Зной, обжигающий ветер – идёт разгрузка. Работой матросов не налюбуешься. Приходят арабские портовые рабочие, удивляются: как в такую жару русские могут работать по 12-14 часов!.. Приступили к боевому тралению».

В туристических проспектах выпущенных египтянами ещё до войны, Хургада рекламировалась как идеальный зимний курорт. Неповторимые краски моря, богатейшие возможности для подводной охоты. Именно здесь снимал свои фильмы об обитателях моря знаменитый Кусто. Но это зимой и если отдыхаешь в бунгало с кондиционированным воздухом. А наши моряки на своих кораблях прибыли в самый разгар лета, июль - август ? самые жаркие месяцы, жара 35-40 градусов, песчаные бури, часто меняющиеся ветры.

Отечественные конструкторы не рассчитывали на работу своих "детищ" в столь сложных климатических условиях, с какими пришлось столкнуться в Суэцком заливе. И если личный состав ещё выдерживал нагрузки — высокие температуры воздуха, сильные песчаные ветры и постоянную зыбь в 3—5 баллов — то техника, увы, часто не выдерживала. Даже с водой были трудности.


Окончание - Траление в Суэцком заливе - 1974 год (2 часть)

Обсуждение на форуме

статью прочитали: 34409 человек

   
теги: Россия, Африка, История, Суэц  
   
Комментарии  Материалы по теме 
  09.07.2019 10:39   Эксклюзив
Popular Mechanics -

Наука спасения Декларации независимости США

декларация 1.jpgКак наука помогла – и повредила – усилиям по сохранению документов об основании США

читали: 824

читать далее
 

Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь

Праздники сегодня

© 2009-2019  Создание сайта - "Студия СПИЧКА" , Разработка дизайна - "Арсента"