Не дразнить соседей
«Используя главный козырь Польши – её географическое положение, мы должны зарабатывать на транзите газа, который повысил бы энергетическую безопасность и обеспечил дешёвый источник энергии, например, для химической промышленности», - говорит Анджей Щесняк, эксперт по нефти и газу, в беседе с Ежи Бояновичем.

- Хватит ли Польше газа зимой?
- Парадокс: вся Европа «страдает» от избытка дешёвого газа и не выкупает полностью законтрактированных объёмов, а у нас газ очень дорогой, и нам в значительной части его не хватает. И если будет долгая морозная зима, то запасы из газохранилищ будут быстро исчерпаны. А так как импорт на 10-15 процентов уменьшился, то газа не хватит для удовлетворения нужд потребителей. И нам грозит возврат к централизованной экономике, где в таких случаях отключали крупных потребителей.
Эта нездоровая ситуация стала результатом политических отношений, которые имеют влияние на экономику. Поэтому газ у нас очень дорог, кажется, самый дорогой в Европе, потому что мы платим на 10-15 процентов больше, чем Германия. Я уже не говорю о Белоруссии, которая в III квартале этого года платила 115 долларов, а наш «ПГНиГ»** – 270 долларов!
А продолжительное, ползучее чрезвычайное положение в газовой отрасли может превратиться в полностью независимый от нас, но зависимый от погоды кризис.
- Насколько газопорт повысит нашу независимость от импорта с Востока?
- Считаю, что это неудачная инвестиция. Она не снизит нашу зависимость от импорта, поскольку мы и так будем вынуждены покупать его у российских фирм, которые много лет будут нашими поставщиками. Во-вторых, у газопорта нет экономических обоснований. Мы подписали контракт на поставки из Катара сжиженного газа, значительно более дорогого, чем российский, – по различным оценкам, потому что эти данные закрыты, – примерно на 20-30 процентов. А так как переговоры об этом заканчивались во время торгов с Россией, не стоит удивляться, что «Газпром» за свой газ установил нам цену, значительно более высокую, чем рыночная.
Поэтому я советовал, чтобы контракт с Катаром был подписан после окончания переговоров с россиянами. К сожалению, перевесили политические цели – потребность в успехе у СМИ. А нужно помнить, что через несколько лет в десятке километров от газопорта будет проходить газопровод «Норд Стрим», транспортирующий 55 миллиардов кубометров в год несравнимо более дешёвого газа.
- «Норд Стрим» создаётся, так как поставщик газа отказался от наших транзитных услуг?
- «Норд Стрим» создаётся по нашему собственному желанию. В 1999-2001 годах немцы, французы, итальянцы и русские хотели проложить через Польшу так называемую «перемычку», вариант второй нитки Ямальского газопровода. Мы сказали «нет», потому что мы «спасали» Украину. Сегодня мы теряем доходы и влияние, которые мы могли бы иметь благодаря нашему географическому положению. Газ из Норвегии или газопорт – это замещающие идеи. Чисто политические, не опирающиеся на экономические расчёты.
Я всегда повторяю, что самые важные – это основные поставки, а для Польши они долго будут идти с Востока, и с этим соседом нужно как-то договариваться. А дополнительные поставки – это уже потом, на всякий случай. Польша практически отрезана от европейского рынка, у нас есть только малюсенькое подключение на юге западной границы страны с крупнейшим европейским рынком – Германией. Уже более десяти лет все попытки объединиться с этим рынком заканчиваются неудачей. Даже сейчас, когда необходимы разрешения, не строится самый дешёвый и самый быстрый для реализации газопровод в Германию, потому что наши политики говорят, что в нём находится... российский газ. Они продвигают более экзотические направления, например, «Набукко», который для Польши – просто фантасмагория…
- … почему?
- Потому что Польша из него ничего не получит. Одна из проблем, связанных с этой трубой, заключается в том, что страны, через которые она будет проходить, нуждаются в газе, а значит, до Австрии дойдут уже небольшие объёмы. Кроме того, ни один проект не предусматривает соединения Польши с австрийским Баумгартеном – одним из крупнейших европейских распределительных узлов природного газа, в котором 50 процентов акций принадлежит «Газпрому». И зачем бороться за проект, цель которого – поставки газа на Балканы? «ПГНиГ» заказал 1 миллиард кубометров газа. Это имеет символическое значение, но раздражает наших основных поставщиков.
- А существуют другие возможности диверсификации этого энергоносителя?
- Польша зависима от поставок газа из России. Если наша цель – это доступ к надёжным поставкам дешёвого газа, то нужно иметь хорошие отношения с поставщиком. А если по различным причинам их не удается наладить на государственно-политическом уровне, то нужно эту отрасль приватизировать. Если бы мы впустили на рынок французские, немецкие или американские фирмы, они обеспечили бы нам поставки газа.
Энергетическая безопасность на корпоративном уровне, который в Польше абсолютно исключён, выдержала экзамен в январе этого года во время «украинского кризиса». Трансферт больших объёмов газа, пополнявший его недостаток в разных странах, происходил в основном внутри самих фирм. К сожалению, польские политики не извлекают никаких уроков из европейского опыта.
* «Polish Market» - Солидный ежемесячный журнал для бизнесменов, издаётся на польском и английском языках. Делаются и специальные выпуски по разным странам. В 2004 году вышел номер, полностью посвящённый России, на русском и английском языках.
** АО «ПГНиГ» - нефтяной и газовый монополист на польском рынке, бывшее государственное предприятие (прим. перев.)
Поздравляем lubata с первой публикацией статьи, где он является скаутом!
Читали: 465