быстрый поиск:

переводика рекомендует  
Война и Мир
Терра Аналитика
Усадьба Урсы
Хуторок
Сделано у нас, в России!
ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны
Вместе Победим
Российская газета
 
опубликовано редакцией на Переводике 12.04.17 16:20
скаут: Lilu; переводчик Lilu;
   
 

Невидимый художник советской космической программы

Мария Антонова

Агентство Франс-Пресс

 

Галина Балашова, художница, спроектировавшая интерьер первого жилого космического модуля для советских космонавтов, показывает свои рисунки в городе Королев, недалеко от Москвы (AFP Photo/Naira Davlashyan)

Королев (Россия) ("Агентство Франс Пресс") - Когда Галина Балашова создала свой первый дизайн космического жилого модуля для советских космонавтов, то она нарисовала пейзаж на его внутренней стене, который мог бы напоминать им о доме. 

Являясь архитектором по образованию и художником в душе, Балашова три десятилетия занималась созданием интерьера "Союза" и других советских космических кораблей, заботясь о том, чтобы корабли были не просто металлическими конструкциями, заполненными оборудованием, но и жилыми пространствами. 

Начиная с 1963 года, и всего за одни выходные она сделала наброски интерьера корабля "Союз" дома после того, как Сергей Королев, отец советской космической программы, попросил, чтобы корабль был жилым.

Инженеры оснастили модуль двумя огромными ящиками с инструментами, но Королев отверг этот проект и решил привлечь помощь извне.

"Они не понимали, что такое жилое пространство, они не используют пространственное мышление, а думают в категориях инструментов", - рассказала Балашова, которой сейчас за 80.

"За одни выходные я продумала то, как разместить инструменты, создав что-то вроде шкафа на одной стороне и что-то вроде дивана на другой, где они могли вздремнуть" - это широко распространенная обстановка в советских семьях.

После того, как Королев одобрил ее эскиз с пейзажем на стене, ей также пришлось сделать реальную акварельную картину, которая отправилась в космос. 

Так как Королев одобрил дизайн с пейзажем, то инженеры "всегда просили такой рисунок" для последующих модулей. "Девять (картин) попали в космос", - смеялась Балашова.

Несмотря на это, Балашова говорит, что ей не позволили поставить свое имя под ее работой, и посетовала на то, что ее начальство приписало это себе. 

"Пол и потолок" в космосе

Балашова все еще живет в своей крохотной квартире в Королеве, городке недалеко от Москвы, в котором расположен центр управления космической программой и который назван по имени стратега космических полетов.

Сидя в своей гостиной, Балашова раскладывает на столе свои космические акварельные эскизы, чьи воздушные пастельные оттенки странно контрастируют с милитаристским характером программы в эпоху космической гонки.

"Сначала я хотела создать пространство для микрогравитации, в котором не будет пола или потолка", - рассказала она.

Но футуристический замысел был отвергнут по практическим соображениям. 

 

"Люди тренируются на Земле и они привыкли к представлениям о верхе и низе".

Космонавт Петр Климук, который побывал в космосе в рамках программ "Союз" и "Салют", согласился, что было важно, чтобы цвета и другие элементы интерьера "Союза" создавали "уютную" атмосферу.

В орбитальном отсеке "определенные элементы были нарисованы, использовались определенные цвета и материалы", - сказал он.

"Мягкие цвета лучше", и вне зависимости от микрогравитации человеческий глаз "все равно считает, что есть пол и потолок", как на Земле, сказал он.

Цвета были особенно важны в работе Балашовой по американо-советскому проекту 1975 года "Аполлон-Союз", который видели миллионы людей по всему миру, и в нем нужно было приспособить фото- и видеооборудование. 

"Мое начальство хотело красный диван, но красный цвет на пленке выглядел черным", - рассказала она.

Она создала четыре версии дизайна для космического аппарата, прежде чем нашла решение, "когда вдруг все стало человеческого масштаба и появилась гармония", сказала она. 

Получившийся в результате орбитальный отсек имел зеленый диван и застежки-липучки, которыми космонавты прикрепляли себя, и даже раскладной столик, за которым они ели и подписывали документы, отмечая символический совместный полет. 

Посещая отсек, американский астронавт Вэнс Бренд похвалил его "очень удобную обстановку". 

Отношение "как к прислуге"

Балашова все еще пользуется креслом, обитом той же самой зеленой тканью, которую она использовала для обивки дивана "Союза".  

Это тоже было продуктом экспериментирования. Первоначальные попытки использовать липучку на мебели привели к тому, что космонавты "оставляли свои трикотажные брюки" на ней, смеялась она.

Ее квартира наполнена книгами и акварельными портретами семьи, почти без каких-либо признаков, что она повлияла на внешний вид целых поколений советских космических кораблей.

Она говорит, что ее инженерное начальство не ценило ее работу, глядя свысока на нее как на художника и женщину - одну из немногих, работавших в советской космической индустрии, и единственную женщину на креативной должности в команде Королева. 

"Я была одна, и работала только с мужчинами, и они относились ко мне как к прислуге".

После того, как она вышла на пенсию, ее рисунки провели более десяти лет, пылясь под ее кроватью. 

Сейчас Балашова живет на пенсию в 18000 рублей (297 долларов, 287 евро) в месяц.

"Я никогда не хотела полететь в космос", - призналась она. Но как архитектор она считала эту работу интересной, сказала она, и находила свое вдохновение, постоянно стремясь к гармонии в ее эскизах. 

"Когда у меня получалось, то у меня мурашки по коже бегали", - сказала она.

статью прочитали: 713 человек

   
теги: Россия, космос, Космонавтика  
   
Комментарии  Материалы по теме 
  27.08.2017 05:36   Эксклюзив
-

Вокруг света (без политики): Старинная космолегенда о дорогой американской ручке и простом русском карандаше

 .....это  только  легенда — обе космонавтики использовали.......

читали: 3425

читать далее
 

Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь

HashFlare
Праздники сегодня

© 2009-2017  Создание сайта - "Студия СПИЧКА" , Разработка дизайна - "Арсента"